Константин Ковалев - Утренняя и вечерняя йога [2009, йога Айенгара, DVDRip, RUS] (Видеоурок)


Статистика раздачи [Обновить пиров]
Размер:  365 MB   |    Зарегистрирован:  10 месяцев 13 дней   |    Скачан:  0 раз

Полного источника не было: Никогда

 
   
 
 
 

[Цитировать]

Йога Айенгара: Константин Ковалев - Утренняя и вечерняя йога
Страна: Россия
Тематика: йога Айенгара
Тип раздаваемого материала: Видеоурок
Продолжительность: 41 минута
Год выпуска: 2009
Язык: Русский
Перевод: Не требуется
Описание: Вы уже занимаетесь йогой, но часто не хватает времени на полноценную полуторачасовую практику? Тогда программа «Утренняя и вечерняя йога» — для вас. Этот комплекс удобно разделен на две части: Утро и Вечер. Активный комплекс асан для утренних занятий придаст вам бодрости и зарядит вас энергией на целый день, а более спокойный и плавный вечерний комплекс позволит расслабиться после рабочего дня. Такая ежедневная утренняя и вечерняя практика поможет вам при минимальной затрате времени обрести здоровье и отличное самочувствие. Программу ведет: преподаватель центра йоги Айенгара Константин Ковалев
Доп. информация:Константин Ковалев, исполнительный директор и преподаватель Центра йоги Айенгара, практикует йогу 7 лет, преподает 5 лет
- Как вы начали заниматься йогой?
- Я занимался цигун и тай-цзы цюань. На одном из семинаров по цигун наш преподаватель показал серию асан, которые меня очень впечатлили. С того момента я начал искать школу йоги или преподавателя, обошел почти все существующие на тот момент центры в Москве. Начал с аштанга-виньяса-йоги, прозанимался 4 месяца. А потом попал на занятие в Центр йоги Айенгара, и меня это увлекло больше, чем все остальное.
- Кем вы были в «прошлой» жизни?
- У меня два высших экономических образования. По специальности работал 3 года, в банке. В какой-то момент передо мной встал вопрос: оставаться в банке или серьезно практиковать йогу и создавать свой центр. Мне хотелось заниматься любимым делом, а карьера в банке меня не интересовала. Поэтому я сделал выбор в пользу йоги.
- Что вас привлекает в преподавании йоги?
- Ничего. Оно меня не привлекает и никогда не привлекало. Просто мой преподаватель сказал мне: «Иди и учи». И с тех пор я этим занимаюсь. В индийской философии есть такое понятие, как дхарма – долг. Я чувствую, что это мой долг.
- Что является самым сложным в преподавании?
- Сначала почувствовать людей, которые пришли на занятие, а потом подобрать для них программу. Люди приходят в разном состоянии: кто-то готов делать больше, кто-то меньше. Всегда нужно находить золотую середину, чтобы каждый получил от преподавателя максимум.
- Какими качествами должен обладать преподаватель йоги?
- Он должен быть фанатиком, одержимым, для которого йога как дыхание. Он может совершать ошибки на разных этапах: слишком сильно толкать вперед своих студентов или, наоборот, быть чересчур мягким. Но если он по-настоящему одержим, количество рано или поздно перерастет в качество.
- Что для вас йога?
- Я активно интересуюсь той йогой, которую практикуют люди в Индии. Для них это прежде всего религиозное служение. Для меня йога не столько выполнение асан и пранаямы, сколько глубокое учение, основная цель которого – следовать по пути поиска, все время открывать что-то новое.

Айенгар: «Йога — путь к здоровью»

Что такое здоровье? Здоровье — это отсутствие всякого напряжения в теле и уме. Здоровье — это признак того, что тело, ум и душа пребывают в блаженстве.
Здоровье — это состояние гармонии и идеального равновесия физической, психологической, нравственной, интеллектуальной и духовной оболочек человека. Оно словно провод под напряжением, только более чувствительный и резонирующий. Здоровье подобно речному потоку с чистой водой. Это не продукт, который можно купить: его добывают потом и вдохновением.
Здоровье зависит от множества факторов: генетики, конституции, функций организма, состояния психики, взаимоотношений в семье, а также от окружающей среды и мироощущения человека.
Здоровье или болезнь — выбор за нами.
Дисбаланс в организме возникает тогда, когда мы идем на поводу у своих желаний. Справиться с ним помогает природа, которая снабдила нас всем необходимым для заботы об организме. С помощью йоги можно очистить ум, тело, разум и обрести здоровье тела, психики и души.
Только в чистом зеркале объекты отражаются четко. Практика йоги дарует здоровье, которое не знает разграничений между телом, умом и душой.
В Махабхарате сказано:
«Талант — лучшее среди всяких богатств.
Понимание — лучшее среди всяких сокровищ.
Здоровье — лучшее из всех приобретений.
Удовлетворенность — лучшее среди всех услад».
А вот что говорит Патанджали:
«Йогангануштханаташуддхикшайе
Джнянадиптих авивекакхьятех» (II.28)
Это значит: «Практика йоги смывает грязь с тела и ума, и из сердцевины существа (атмана) начинает струиться свет мудрости и зрелого разума. В результате тело, чувства восприятия, ум, интеллект и сознание превращаются в орудия атмана».
В сутре II.16 Патанджали предупреждает:
«Нейам дукхам анагатам»: Страдания, которое еще не настало, можно и должно избежать.
Патанджали говорит о том, что нам неизвестно, какие страдания и болезни заложены в нас. Поэтому он призывает быть внимательными и отслеживать недуги, как только они всплывают на поверхность. Страдания могут пребывать в дремлющем, ослабленном, в полной мере активном состояниях или колебаться между ними.
Страдания бывают физическими, эмоциональными, интеллектуальными, а также связанными с инстинктами. Они возникают в силу самых разнообразных факторов: наследственности, биохимии, окружающей среды, а также эмоциональных и факторов восприятия. Страдания нередко вызывают различные соматические заболевания: язвы, рак, сердечные недуги. Кроме того, они влияют на психику, порождая такие состояния, как депрессия, дистресс, повышенная тревожность.
Страдания подразделяются на адхьятмика (крита), адхибхаутика (карита) и адхидайвика (анумодита) роги.
Адхьятмика рога — это болезни, причиной которых является сам человек (крита).
Адхибхаутика рога возникает вследствие привычек, которые вызывают дисбаланс пяти элементов в организме (карита). Дело в том, что мы состоим из элементов земли, воды, огня, воздуха и эфира, которые составляют панчабхута шариру. Так, увеличение элемента земли в организме сопровождается потоотделением, воды — водянкой, огня — язвами, кровотечениями и ощущением жара, воздуха — астмой, бронхитом и как следствие кашлем, эфира — ревматизмом и артритом.
К адхидайвика роге относятся как генетические, так и аллергические заболевания. Мы называем их прарабдха кармой (судьбой, участью).
В сутре 1.31 Патанджали перечисляет причины недугов: «Дукха даурманасьяангамеджайятва швасапрашвасах викшепа сахабхуваху».
Это значит, что чувство сожаления, отчаянье, тремор в теле, неравномерное дыхание влекут за собой вьядхи стьяна самшайя прамада аласья авирати бхрантидаршана алабдхабхумикатва анавастхитатвани читтавикшепах те антарайях (болезнь, инерцию, безрассудство, лень, недисциплинированность чувств, ошибочные взгляды, нестойкость и отступничество).
Физические заболевания, вялость, умственные недуги (беззаботность, лень), подчинение чувственным желаниям, интеллектуальные недуги (пребывание в мире иллюзий), духовные недуги (нестойкость, неспособность удержать достигнутое из-за гордыни или остановки на пути) подрывает здоровье. Йога — это психо-физиологическая, психо-духовная наука и искусство, которая дает возможность обнаружить болезнь и с помощью специальных средств избавиться от нее.
Разобравшись с тем, что такое здоровье и болезнь, перейдем к телу — единственному инструменту, находящемуся у нас в распоряжении. Тело — это окно ума. Тело — это тонко настроенный инструмент, самый сложный аппарат во вселенной. Выходя из строя, тело в состоянии «отремонтировать» себя за счет собственных ресурсов. В этом ему помогает практика йоги, которая способствует восстановлению и позволяет вернуть утраченное здоровье.
Знаете ли вы, что в нашем теле около 300 суставов, 700 мышц, сотен миллиардов клеток? Все вместе они составляет органическую систему. Легкие, которые поставляют кислород в кровь, будучи раскрытыми и расширенными, по площади равняются целому теннисному корту! Сердце — центр кровеносной системы. Это удивительно крепкая мышца, которая работает как автоматический насос, качая кровь со скоростью 140 грамм за удар. Благодаря его неустанной работе кровь заполняет кровеносные сосуды, протяженность которых составляет приблизительно 100,000 км. Сердечная мышца поддерживает количество ударов в минуту и регулирует их в соответствии с требованиями ситуации.
Печень, селезенка, почки и поджелудочная железа являются кровотворящими, а лимфатические узлы — это своего рода фильтры, очищающие организм от вредных веществ.
Самый важны орган — это мозг. Он состоит из 10 миллиардов клеток, на которые приходится четверть кислорода, переносимого кровью по организму. Теперь вы понимаете важность Сарвангасаны и Ширшасаны! Если соединить нервы в одну нить, то она составит примерно 9600 км. Нервная система — это целая сеть нервных клеток и волокон, энергия по которой движется со скоростью 320 км/ч.
Нервную систему подразделяют на периферическую, вегетативную и центральную. Периферические нервы получают импульс от органов восприятия, вегетативная система — от мозга (ума), а центральная нервная система — от различающего разума. Кожа передает сенсорные импульсы, а нервно-мышечные веретена обладают выносливостью.
В ведах сказано: «Шарирамадхьям кхалу дхарама садханам». Это значит: «Тело — это первый и наиболее важный инструмент исполнения дхармы, науки долга».
В аюрведе сказано: «Дхарма артха кама мокшанамамгьям малалуттамам», что значит «Здоровье — это ключ к исполнению долга, добыванию хлеба насущного, радости жизни и освобождению». В Упанишадах сказано: «Найяматма балахинена лабхьях»: самореализация невозможна для тех, кто слаб, у кого нет сил и энергии.
Эти высказывания не оставляют нам сомнения в том, что здоровье дороже денег. Кроме того, без здоровья мы не сможем обеспечить себе достойное существование. Здоровье поощряет человека на хорошие поступки, оберегает его от сожалений и страданий.
Давайте взглянем, как телу — этому шедевру природы — помогают асаны. Каким образом при выполнении йогических поз в скелете, мышцах, дыхательной, кровеносной, пищеварительной, эндокринной, мочеполовой и выделительной системах созидается здоровье?
Слово йога происходит от глагола «юдж», который означает соединять, собирать воедино, дисциплинировать, связывать в одну упряжку.
«Самйога йога итьюкто дживатма параматманах» — единение индивидуальной души с Высшей Душой или Богом.
Бог Кришна говорит: «Йогах кармасу каушалам» — «Мастерство в действии есть йога». Патанджали утверждает: «Йогачитта вритти ниродхах — обуздание движений сознания есть йога.
Йогу можно уподобить лестнице с восемью ступенями, цепи с восемью звеньями. Это яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.
Яма и нияма помогают воспитать добрый характер. Благодаря яме мы отбрасываем прочь насилие, ложь, воровство, страсть и алчность. Нияма приучает нас к чистоте, удовлетворенности, подогревает в нас страстное желание возделывать саттвичную природу, призывает изучать священные тексты и обучает искусству капитуляции перед Богом.
Асана создает устойчивость в теле и спокойствие в уме.
Асана означает позу. Она предполагает принятие телом различных положений с полным включением ума и души. Цель — здоровье всех оболочек человеческого существа: аннамайя, пранамайя, маномайя, виджнянамайя и анандамайя кош. Выполнение асаны позволяет генерировать энергию, пребывание в ней упорядочивает и распределяет ее, а выход из позы позволяет защитить энергию от рассеивания. В аюрведе это называют свастхья.
Тело подобно железной дороги и поезду. Кости — это рельсы, суставы — стыковые накладки, мышцы — колеса, которые должны быть выровнены вдоль костей, чтобы движение было гладким. Если стыковые накладки болтаются, поезд сойдет с рельс. Аналогичным образом, когда суставные хрящи теряют свою силу, мышцы начинают «разъезжаться» в разные стороны, вызывая к жизни болезни. Спинные позвонки подобны колесным тележкам. Подобно тому, как тележки соединяются с вакуумными трубами, так и наши позвонки соединяются друг с другом таким образом, что при толчке не сталкиваются друг с другом. Когда поезд сходит с рельс и происходит сильный удар, колесные тележки корежатся. В повседневной жизни ударом являются постоянное напряжение и бешеный ритм, которые пагубно сказываются на клетках, мышцах, органах и провоцируют болезни.
Продуманная практика асан смазывает суставы, улучшает подвижность скелета, расширяет диапазон движений и увеличивает осознанность каждой мышцы, сустава и органа. Асаны сжигают жиры крови, обеспечивают безопасность и здоровье сердечно-сосудистой системы. Они переносят энергию по всему организму, усиливают сопротивляемость и исключают возможность употребления наркотиков. Продуманная практика асан омолаживают внутренние органы и ум.
Асаны затрагивают все уровни человеческого существа — от физиологического до духовного. Поэтому практику асан называют сарваангасадхана, или холистической, в то время как остальные виды физических упражнений относятся к ангабхагасадхане, при которой одна из сторон нашего существа получает развитие за счет остальных.
Патанджали называет результатом практики асан следующее: рупа лаванья бала ваджра самхананатвани кайясампат — III.47. Это значит «совершенство тела — это красота, грация, сила, компактность, а также твердость и сияние алмаза». Мы должны относится к телу как к храму Атмана. Нам следует омывать его свежей кровью, регулируя ее поток в различных асанах. Это помогает сохранить тело в чистоте и способствует здоровому распределению праны, биоэнергии.
Конечная цель практики — превратить тело в лук, а асаны — в стрелы, которые должны быть пущены в цель — душу. Существуют четыре стадии асаны: арамбхавастха, гхатавастха, паричайявастха и ниспаттьявастха. Асана начинается с волевого действия (арамбха), затем следует познание (гхата) и совместная работа с разумом (паричайя). В итоге человек входит в состояние полной погруженности (ниспатти), освобождая осознанность тела, ума и разума. Он пребывает в сердцевине своего существа (антаратмасадхана).
Асаны воздействуют в двух направлениях — от кожи к душе и наоборот, от души к коже. Они затрагивают стхула шариру (плотное тело), сукшма шариру (внутреннее тело) и каранашариру (глубинное тело).
Асаны может практиковать каждый вне зависимости от цвета кожи, социального происхождения, пола или возраста. «Юва врудхо ативрудхо ва вьядхито дурбалопива, абхьясат сиддхимапноги сарвайоги сватандритах». (Любой человек — молодой и старый, здоровый и слабый может практиковать йогу.)
Для тех, кто по какой-то причине не способен к полноценной практике, существует специальный метод, называемые йогакуранта, который предполагает использование в практике различных вспомогательных материалов.
Обучение пранаяме начинается только после того, как ученик овладел искусством выполнения асан. Пранаяма способствует генерированию и распределению жизненной энергии. Она сохраняет молодость физиологического тела, благодаря чему, становясь старше, мы не чувствуем, что стареем.
Физиологическое тело — это мост от физического тела к тому, что находится глубже. Пранаяма — это мост к пратьяхаре (отвлечению чувств от объектов), откуда мы следуем к дхаране и дхьяне, в которых разум обретает стабильность. Этот процесс известен как буддхипадпаквата — зрелость понимания.
В состоянии дхьяны нет никаких колебаний — вы полностью сосредоточены. Таким образом вы излучаете свет совершенного здоровья и гармонии. Здоровье воцаряется в теле, уме и душе. Это самадхи — идеальное равновесие.
Перевод с английского Карины Курановой
copyright © Центр йоги Айенгара, 2007
http://center.yoga.ru/

Ответы Гиты Айенгар на вопросы об особенностях женской практики

Гита Айенгар, дочь нашего Гуру, вот уже много лет является экспертом в области женской практики. В течение всего этого времени ее постоянно спрашивают о том, как следует заниматься во время менструации. В феврале этого года Гита ответила на самые распространенные вопросы письменно. Затем текст был разослан в центры йоги Айенгара по всему миру. Мы помещаем эту информацию на нашем сайте, чтобы она была доступна для всех желающих.
Вопрос 1: какие асаны и виды пранаямы можно безопасно делать во время менструации?
В течение менструации, с первого до последнего дня, то есть примерно от четырех до семи дней, нужно сосредоточиться на практике тех асан, которые помогают женщине сохранить здоровье и не препятствуют протеканию менструации. Асаны должны быть подобраны таким образом, чтобы избежать энергетического истощения или гормональных нарушений.
Вытяжения вперед стоя: такие позы, как Адхо Мукха Шванасана, Прасарита Падоттанасана, Паршвоттанасана во время менструации следует по возможности выполнять с опорой под голову. Чтобы лучше расслабить живот, сначала нужно прогнуться назад и только затем войти в позу. Однако те, кто страдает от болей в теле, низкого кровяного давления, слабости, резкого падения уровня сахара в крови, должны избегать этих поз.
Ардха Чандрасана и Уттхита Хаста Падангуштхасана 2 помогают при обильных выделениях, болях в спине и спазмах в животе. Этим двум асанам нужно уделить особое внимание при ишиасе, выпадающих дисках.
Супта асаны: Супта Вирасана, Супта Баддха Конасана, Супта Сукхасана, Матсьясана, Супта Падангуштхасана 3 (выполняемые с использованием ремней, болстеров и одеял) способствуют расслаблению мышечных и нервных волокон, которые в этот период могут быть напряжены и раздражены. Эти позы также сохраняют жизненную энергию.
Те, кто страдает от одышки, тяжести в груди, задержки жидкости, сильных болей в животе, раздражительности и импульсивности обнаружат, что эти асаны очень эффективны.
Простые вытяжения вперед: как Адхо Мукха Вирасана, Адхо Мукха Сукхасана, Джану Ширшасана, Трианг Мукхаикапада Пашчимоттанасанa, Ардха Баддха Падма Пашчимоттанасанa, Маричиасана, Паршва Упавиштаконасана, Адхо Мукха Упавиштаконасана, выполняемые пассивно, контролируют выделение крови, успокаивают живот и дают отдых клеткам мозга. Эти асаны помогают тем, кто страдает от головных болей, болей в спине, обильного кровотечения, судорог в животе и усталости.
Сидячие позы: такие как Сукхасана, Вирасана, Падмасана, Баддхаконасана, Упавиштаконасана, Гомукхасана, Мулабандхасана и т.д. способствуют устранению напряжения и стресса. Успокаивая ноги, эти асаны тем самым успокаивают мозг.
Во время менструации нет необходимости спешить, чтобы уложиться в ежедневную программу занятий, которой вы следуете в остальные дни цикла. Поэтому в перечисленных выше асанах вы можете уделить больше внимания работе с коленями, подколенными связками, пахами, лодыжками, пальцами ног. Расслабление и вытяжение суставов делает их более эластичными и менее сухими (выделяется естественная смазка), искореняет боли и опухоли.
Кроме того, женщины, страдающие артритом, могут работать с плечами, локтями, запястьями, выполняя Паршва Баддха Хастасану, Пашчим Намаскарасану, Гомукхасану (для рук), веревки 1 для плечей и т.д.
Те, кто не может делать Вирасану или Падмасану могут сосредоточиться на работе с коленями.
Таким образом, хотя вы не будете заниматься с обычной интенсивностью, время не будет потрачено зря. Вы можете достичь значительных результатов в раскрепощении суставов, так как именно медленное, постепенное и неагрессивное воздействие является наиболее глубоким и эффективным.
Тело и нервная система получат необходимый отдых в Випарита Дандасане и Сетубандха Сарвангасане, которые энергетизируют и стимулируют грудную клетку, легкие, сердце и сохраняют гормональное равновесие в эндокринной системе.
Можно делать Шавасану, Удджайи и Вилома пранаяму в Шавасане. Если менструация безболезненна, нет головных болей, раздражительности, напряжения, приступов удушья, депрессии, можно делать Удджайи и Вилома пранаяму сидя.
Если вы хотите просто позаботиться о своем здоровье во время менструации, вы можете ограничиться регулярной практикой поз супта, вытяжений вперед, Випарита Дандасаны и Сетубандха Сарвангасаны и пранаямы в Шавасане. Это займет меньше времени, тогда как полная программа требует полутора-двух часов.
Вопрос 2: каких асан и видов пранаямы следует избегать?
Следует избегать перевернутых поз, таких как Адхо Мукха Врикшасана, балансов на руках, например Бакасаны, прогибов назад, как Урдхва Дханурасана, Капотасана, «завязывания тела в узел»", как в Йоганидрасане, Эка Пада Ширшасане и сжатия живота, как в Навасане и Джатхара Паривартанасане.
В этот период лучше отказаться от пранаямы сидя, если вы все же решитесь делать ее таким образом, это не должно длиться более 15 минут. Избегайте Антара и Бахья Кумбаки, Уддияна и Мула Бандх, Бхастрики, Капалабхати и Маха Мудры.
Вопрос 3: Какие асаны можно делать женщинам, которые занимаются по индивидуальным терапевтическим программам?
Это очень широкая тема, поэтому здесь будут обозначены только некоторые ключевые моменты. Если есть проблемы с позвоночником, можно делать позы стоя, но при этом оставаться в них меньше обычного, чтобы не уставать. Нужно следить за тем, чтобы обеспечивать должную опору спине, грудной клетке, ногам и т.д., чтобы не перегружать особо чувствительные или поврежденные части позвоночника.
Если, при проблемах с плечами, шеей, спиной, необходима работа с веревками, обязательно нужна опора. Можно делать скручивания в бок, такие как Бхарадваджасана, Маричиасана, так как живот при этом не сжимается. Остальные скручивания могут приводить к чрезмерному сжатию и оказывать давление на яичники, матку и влагалище. В связи с этим подобных асан следует избегать. Остальные асаны, предусмотренные специальной программой для этого периода, можно выполнять, если они не противопоказаны при существующих проблемах.
Вопрос 4: почему во время менструации нельзя делать перевернутые позы?
Если делать перевернутые позы во время менструации, это будет препятствовать выделению крови. Те, кто пробовал делать это из энтузиазма или пренебрежительного отношения к себе, замечали, что кровотечение резко прекращается. Это определенно вредно для здоровья и может вести к появлению фибром, кист, эндометриоза и даже рака. Такая практика оказывает разрушительное воздействие на организм.
Согласно Аюрведе, все, что должно быть выведено из организма, не должно задерживаться внутри. Вы не можете задерживать менструальную кровь также, как не можете задерживать мочу, кал или слизь. Эти субстанции называются мала - отходы, которые должны быть удалены. Их задержка внутри организма ведет к всевозможным болезням.
Во время менструации следует также ограничить физические нагрузки, включая ходьбу, танцы, тяжелую работу по дому. Тело нуждается в отдыхе и расслаблении, и они должны быть ему обеспечены.
Перевернутые позы имеют ряд особенностей. Как уже было сказано выше, они задерживают менструальное кровотечение, однако, во время беременности они не только безопасны, но и полезны для здоровья женщины и плода. Эти асаны благо для женщин со склонностью к выкидышам.
Если менструация затягивается на более, чем 15 дней, после 12 дней можно начинать делать перевернутые позы, не смотря на продолжающееся кровотечение. Они остановят кровотечение. Но, безусловно, на этом нельзя останавливаться. Нужно знать причину таких продолжительных и обильных кровотечений и решать эту проблему с помощью других асан в период отсутствия менструации. Если кровотечение имеет место во время овуляции, перевернутые позы показаны как лекарство.
По окончании менструального цикла начинайте практику асан с перевернутых поз. Они оказывают сильнейшее оздоровительное воздействие на репродуктивную систему и быстро восстанавливают гормональное равновесие.
В заключении еще раз следует подчеркнуть, что на основании того, что мы на сегодняшний день знаем об эффектах перевернутых поз, они ни в коем случае не должны выполняться во время менструации. Если из упрямства или непреклонности вы все-таки будете делать их, рано или поздно вам придется расплачиваться за это.
Вопрос 5: безопасно ли делать перевернутые позы после третьего дня менструации во время собственной практики или семинаров?
Женщина не должна задавать таких глупых вопросов. Кровотечение должно прекратиться полностью, закончиться естественным образом. Это не вопрос трех или четырех дней. Не зависимо от того семинар это или конвенция, вы должны в первую очередь беречь свое здоровье.
Как только кровотечение прекратится, начинайте практику перевернутых поз. Не переходите резко к позам стоя, прогибам назад и балансам и т.д. Помните, что вы только что родили невыношенный плод, так как менструация называется похоронами нерожденного ребенка.
copyright © Центр йоги Айенгара, 2007
http://center.yoga.ru/

Интервью Фаека Бириа журналу "Здесь и сейчас" и Елене Ульмасбаевой

Тема беседы — возможно ли продвижение по пути йоги людей, живущих в напряженном ритме современной цивилизации?
Е.У.: Мне не раз приходилось выслушивать суждение, что йога — это, скорее, явление древности, чем современной жизни. Многие относят йогу только к восточной культуре.
Как Вы считаете, может ли йога быть частью жизни современного западного человека?
Ф.Б.: Йога относится к тем редким практикам, которые сохранились с глубокой древности до наших дней, не утратив с течением времени своего значения. Думаю, в любой период истории йога могла дать ответ на многие вопросы...
Вот поэтому и сохранилась, поэтому многим интересно узнать о ней больше, поэтому Вы берете у меня интервью для журнала, который читают в России — в стране европейской, хотя и не чуждой Востоку. Знаете, самые главные, глобальные человеческие проблемы, даже видоизменяясь, остаются очень схожими во все времена.
Можно с уверенностью сказать, что жизнь человека двадцать столетий назад была не менее насыщена драматическими событиями, чем жизнь современного человека. И что двадцать столетий назад человек точно так же страдал, например, от бессоницы, как и сейчас.
Поэтому, если те знания, которые были получены и применялись многие столетия назад, приносят пользу и в наши дни, значит, они верные и не будут потеряны, подобно многим другим знаниям, ушедшим в небытие и ставшим лишь достоянием истории, «древности».
Вы спрашиваете, может ли западный человек заниматься йогой, не есть ли это некая «специальная» восточная практика? Вопрос, на мой взгляд, по сути своей лишен смысла, ибо головная боль, которой страдает американец, ничем не отличается от головной боли русского или француза, равно как и китайца или японца. Или, например, вода — это вода, независимо от того, пьете вы ее в Америке, Египте или в Индии, хотя по вкусу и химическому составу она может быть разной.
Так же и с проблемами человеческого бытия: они, по сути своей, везде одни и те же, география здесь ни при чем. Единственное различие заключается, пожалуй, в причинах и формах проявления этих проблем, а суть их везде в мире одна и та же. Так и йога, которую можно практиковать везде, в любой стране мира.
Кстати, по моим наблюдениям, йогой сейчас больше интересуются на Западе, чем в самой Индии. Это еще одно свидетельство ее пользы и потребности в ней западных людей.
Е.У.: Может ли заниматься йогой вечно занятый современный человек: бизнесмен, студент или мать четверых детей? Как много времени отнимают эти занятия?
Ф.Б.: Каждый человек может заниматься йогой. Во многих древних книгах написано, что любой человек: мужчина или женщина, молодой или старый, сильный или слабый, здоровый или больной — может достигнуть большого успеха, практикуя йогу.
Я знаю многих людей, которые живут, что называется, «в бешеном ритме», значительную часть своего времени уделяют работе, но тем не менее, регулярно занимаются. В процессе работы они подвержены сильным и частым стрессам, очень устают, а поэтому должны сделать что-то, чтобы освободиться от накопившейся усталости и стрессов.
Конечно, на начальном этапе занятий требуется что-то вроде «первоначального взноса» в виде, скажем, 20-30 мин ежедневных занятий. После 3-5 недель человек почувствует такую ясность ума, такой прилив энергии в течение всего дня, такую свежесть и бодрость духа, что сможет постепенно заменять регулярной практикой — выполнением определенных асан — часть ночного сна.
Если вы очень устали, то даже после 9 часов сна просыпаетесь с тем же чувством усталости, разбитости; вам требуется стакан крепкого чая или кофе — не так ли? В итоге вы теряете несколько часов, пока придете в себя. Однако после 3-4 недель регулярной практики вам вполне хватит 7-7,5 часов ночного сна, чтобы утром чувствовать себя полностью отдохнувшим. Значит, можно, добавив еще 15-20 мин занятий, спать еще чуть меньше.
Таким образом, если вы — мать большого семейства или деловой человек, занимающийся бизнесом, ритм вашей жизни, время, отведенное для основной деятельности, не будут нарушены, занятия не помешают — наоборот...
Поэтому я всегда говорю: в самом начале не занимайтесь много, но занимайтесь непременно регулярно, тогда за счет высвобождения времени от сна вы сможете заниматься дольше, не внося никакого беспокойства в жизнь вашей семьи и не изменяя своего рабочего режима.
Е.У.: Йога Айенгара — Это очень интенсивные занятия, требующие от человека значительной силы воли, концентрации, больших физических усилий. Однако не все из нас могут назвать себя сильными (в физическом смысле) людьми. Как заниматься йогой, например, пожилым людям или тем, кто страдает каким-либо серьезным заболеванием?
Ф.Б.: Вы практически сами ответили на свой вопрос, сказав, что занятия йогой требуют прежде всего большой силы воли. Я задам Вам встречный вопрос: является ли сила воли уделом только физически сильных людей? Конечно, нет! Независимо от того, молоды вы или стары, больны или здоровы, о вас могут сказать: «человек, сильный духом». Пожилой или тяжелобольной человек может развить в себе огромную силу воли — примеров тому более чем достаточно. Поэтому ни в коем случае не следует путать интенсивность занятий и нагрузку с агрессивностью. Йога Айенгара — это интенсивная, но не агрессивная практика. Причем, эта интенсивность в значительной степени касается силы воли, а не физической силы. Если, занимаясь йогой, вы будете использовать только физическую мощь, то лишь нанесете себе вред. Поэтому та интенсивность в занятиях, которую мы требуем от своих учеников, большей частью относится именно к силе воли. Если вы внимательно понаблюдаете за нашими уроками, то заметите: мы ведем ученика от самых простых асан к сложным постепенно — не столько за счет усиления физических нагрузок, сколько за счет укрепления его силы воли.
Е.У.: И все же, зависит ли практика от физических особенностей занимающегося — болезней, возраста и т. д.?
Ф.Б.: Конечно, мы не можем ожидать от ребенка или пожилого человека, что они смогут выполнять те же самые упражнения и с той же самой нагрузкой, что и физически здоровый молодой человек.
Индивидуальный подход к каждому — обязательное условие наших занятий. Принцип же их остается тем же, однако в зависимости от особенностей человека мы предлагаем ему то, что нужно.
Е.У.: Тем, кто мало знаком с Йогой Айенгара, может показаться, что это слишком интенсивная практика, не дающая релаксации. Дает ли метод Айенгара истинное расслабление?
Ф.Б.: Прежде всего, давайте определимся в том, что мы понимаем под расслаблением... Если лежание на полу и дрему или сон, то, конечно, школа Айенгара не предусматривает релаксацию такого типа.
Мы понимаем релаксацию как способ позволить своему разуму хоть на несколько мгновений побыть наедине с самим собой, в состоянии простоты и ясности...
И этого состояния невозможно достичь, если вы недостаточно тренированны в выполнении асан и пранаямы. Когда в течение дня обычный человек разговаривает с другими, как сейчас мы с Вами, частота электрической активности его мозга находится в интервале между 14 и 21 пульсацией в секунду. Когда же человек занимается йогой, ритм постепенно замедляется, достигая 5-7 пульсаций в секунду. Это состояние мы и называем истинной релаксацией.
Для достижения этого состояния вам не обязательного ложиться, закрывать глаза и т. д. В таких позах, как Уттанасана, Адхо Мукха Шванасана и др. мы не закрываем глаза, не «расслабляемся» в привычном смысле этого слова, однако после 5-10 мин практики вдруг замечаем, что состояние нашего мозга изменилось. Это и есть тот момент, когда наступает релаксация. В таком состоянии мозг будет находиться в течение всего занятия.
В конце вашей практики, когда вы будете выполнять Шавасану (позу полного расслабления и отдыха), это состояние покоя будет развиваться. Когда ритм замедляется и находится на уровне 7 пульсаций в секунду, наступает такое специфическое состояние организма, которое можно назвать самолечением. Это значит, что организм начинает сам корректировать свои проблемы, и со временем болезни постепенно отступают, уходят из тела.
Е.У.: Мы знаем, что йога — не только физический тренинг. Если говорить о внутренних аспектах йоги, то может ли достичь высокого уровня в практике обычный городской житель? Может быть, нужно удалиться куда-нибудь подальше от благ цивилизации, от общества и заниматься там чтобы ничто не мешало, не отвлекало?
Ф.Б.: Что касается внутренних и внешни аспектов йоги, то всегда очень сложно от делить одно от другого и точно сказать, когда вы занимаетесь внешней работой, а когда — внутренней.
В традиционных текстах говорится, что каждый ученик находится на одном из четырех уровней развития. В самом начале он просто интересуется йогой, затем в течение некоторого времени остается на внешнем уровне. Через некоторое время он переходит на внутренний уровень и, наконец, весь заполняется йогой, что и является самой последней, высшей ступенью эволюции ученика.
Вы говорите о внутренних аспектах йоги, однако внутреннее тело, разум — они неощутимы. Можете ли Вы сказать мне, где сейчас находится Ваш ум? Мы всегда путаемся с этими понятиями.
Вот почему иногда можно услышать о «ментальной» йоге, о «физической» йоге и т. д. Так может рассуждать только тот, кто ничего не понимает в йоге, кто ставит разум как бы впереди тела.
Однако разум — это субстанция, которую нельзя потрогать, это некий процесс, протекающий в физическом теле. Поэтому, когда вы начинаете работать с телом, внимательно наблюдая при этом, что с ним, с этим телом, происходит, исследуя свои ощущения, вы напрямую работаете и со своим разумом, который является неотъемлемой «частью» тела.
Внутренняя работа йоги полностью зависит от внешней. Даже если вы только начинаете практиковать йогу, все равно не сможете сказать, что на все 100% занимаетесь исключительно физической йогой, потому что есть еще психологические, интеллектуальные, духовные аспекты и т. д.
Вот почему люди приходят к нам в Центр и остаются.
Практиковать йогу бывает нелегко: надо работать, прилагать усилия, но наши ученики продолжают делать это, потому что чувствуют, что через тело, посредством тела, они работают с разумом, с интеллектом, с психологическими и духовными аспектами. Впрочем, это очень непростой вопрос и долгий разговор — вряд ли можно в интервью полностью ответить на него.
Вторая часть Вашего вопроса касается возможности достижения высокого уровня в практике йоги жителями современного мегаполиса.
Конечно, если вы живете в лесу, в горах, вдали от людей, концентрации достичь легче, практика будет лучше и т. д. Однако здесь есть и другой аспект.
Если вы живете в человеческом обществе, то должны научиться противостоять всем присущим ему экономическим, социальным, семейным и другим трудностям. Окружающая вас реальность, повседневность, действительность — это своего рода вызов. И вследствие этого брошенного вам вызова вы, оставаясь в обычной житейской обстановке, учитесь большему, чем находясь где-нибудь в уединении. Если бы не было этого вызова, вы бы напоминали прекрасный, нежный тепличный цветок, за которым кто-то ухаживает, заботится... Когда же есть вызов, вы становитесь похожими на цветок, растущий, например, в Сибири: о нем никто не заботится, но он расцветает, потому что сильный, — он выживает.
Таким образом, цивилизованная жизнь придает дополнительную «окраску» практике йоги. Кстати, это то, в чем я сам заблуждался много лет. Я всегда мечтал поселиться где-нибудь в Бенаресе, практиковать там, стать монахом и т. д. А жизнь в таком большом городе, как Париж, — это тяжелое испытание, однако оно ведет к значительному прогрессу в практике. Теперь я уверен, что у тех, кто уезжает жить и практиковать йогу в горы, подальше от людей, нет особого преимущества.
Тот, кто уходит в монастырь, закрывает за собой дверь и больше не выходит оттуда, утверждает, что покинул этот мир. Однако, он не покинул мир, а сбежал от него.
Представьте себе, что у вас нет возможности каждый день есть апельсины. Какое-то время вы будете помнить, как они выглядят, каков их вкус, а через год — два забудете и вкус, и запах. И вот, наконец, вы выходите из дома. И первое, что бросается вам в глаза, — это роскошные плоды в магазине напротив. Это будет для вас колоссальным искушением!
Так вот, прячась в лесу или в горах ради своего духовного поиска, вы не приобретете такого опыта противостояния жизненным испытаниям, как оставаясь в обстановке большого города и занимаясь йогой в обычных условиях. Вот почему мой гуру Шри Б.К.С. Айенгар говорит, что йог живет в мире, хотя и не принадлежит ему. Очень важно не быть игрушкой в руках этого мира. Это и есть то, что мы ищем.
[Материал взят из журнала «Здесь и сейчас» Выпуск 3-4 за 1998 год]
copyright © Центр йоги Айенгара, 2007
http://center.yoga.ru/
Качество : DVDRip
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: MP3
Видео: 720x400 (1.80:1), 25 fps, XviD build 50 ~1113 kbps avg, 0.15 bit/pixel
Аудио: 44.100 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~121.87 kbps avg
[teatrix.ru].t13622.torrent 
Торрент: Зарегистрирован [ 2016-01-22 06:05 ] · 672F377E60FBF769C5161440CD098F28F05D59D7

Скачать .torrent

Скачать

15 KB

Статус: проверено
Скачан: 0 раз
Размер: 365 MB
terms.php



Быстрый ответ

Имя:

      
Для отправки сообщений необходимо включить JavaScript
Показать сообщения:    

Текущее время: 05-Дек 01:18

Часовой пояс: UTC + 3


Вы можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы можете скачивать файлы