Пина Бауш "Семь смертных грехов" и "Не бойся"


 

[Цитировать]

Первое собственное впечатление от спектакля:
Семи смертных грехов не насчитала, превалировал один единственный - мужская похоть, с которой хореограф расправляется очень жестко, если не сказать жестоко.
По ассоциации возникали некоторые сцены из опубликованного недавно релиза "Кафе Мюллер".
Осознавая дилетантизм в области балета и не доверившись собственному впечатлению, поискала рецензии специалистов на постановку.
Найденный материал, с которым полностью согласна, предлагаю вашему вниманию.
текст: Алла Шендерова/Infox.ru
Феминистическая трагедия Пины Бауш
На Чеховском фестивале показали «Семь смертных грехов» и «Не бойтесь», два балета Пины Бауш со стихами Бертольда Брехта и музыкой Курта Вайля. Знаменитый Театр танца Вупперталя приехал в Москву через две недели после смерти своего руководителя Пины Бауш, которая возглавила его в 1973 году.
«Семь смертных грехов» и «Не бойтесь» Пина Бауш поставила еще в 1976 году. В двух частях этого легендарного спектакля угадываются две части пути великого хореографа. В первой – боль и захлеб ее ранних постановок. Во второй – лукавство и юмор спектаклей поздних лет.
До Москвы не так давно восстановленный в репертуаре спектакль доехал впервые. Теперь можно только гадать, по какому пути мог бы пойти наш театр, да и все искусство, если бы взрывные «Семь смертных грехов» показали посреди сгущающейся благости брежневского застоя.
Пятно в фестивальной афише
Нельзя сказать, что сегодня «Семь смертных грехов» смотрятся «с иголочки». Время их рождения, конечно, дает о себе знать. Мизансцены иногда кажутся позаимствованными из великих фильмов тех лет: то из «Сатирикона» и «Восьми с половиной» Федерико Феллини, то из «Бала» Этторе Сколы. Однако их младшая современница, прямая наследница великих немецких экспрессионистов Пина Бауш куда более страстна. Забавный факт: когда-то Феллини снял ее в своем «И корабль плывет» в маленький роли слепой ясновидящей принцессы. Кротость и таинственность этого персонажа забыть невозможно. Но это лишь экранный облик. В театре, в режиссуре Пина Бауш была иной. Главную свою тему – отстаивание прав и достоинства женщины – вела с неистовством античной эринии, готовой мстить вечность напролет.
В оригинале сочинение Брехта и Вайля называется «Семь смертных грехов мещанина». Это зонги, в которых рассказывается о судьбе дух сестер с одним именем Анна (речь, конечно, о двух гранях одной личности), скитающихся по Америке в поисках славы и денег, увязающих в мещанстве и семи его грехах: лености, гордыне, гневе, чревоугодии, похоти, алчности и зависти. Однако в трагическом кабаре Пины Бауш все грехи слились в один: мужская похоть. Это она калечит и низводит Анну (партию, которую когда-то исполняла сама Бауш, сегодня танцует Джули Шанахан) до состояния загнанного зверя.
В длящихся меньше часа «Семи смертных грехах» этот сюжет выплескивается на сцену с такой обжигающей болью и надрывом, от которых сегодняшний зритель давно отвык. Если бы не вторая постановка – «Не бойтесь», то в контексте нынешнего Чеховского фестиваля среди милых, занятных зрелищ для семейного просмотра балет Пины Бауш смотрелся бы как живая физиономия в прорези лубочной картинки. «Семь смертных грехов» — это совсем не мило. Это очень тревожно, рвано, грубовато, иногда чрезмерно настойчиво и даже однообразно. Но гениально той великолепной, бесстрашной яростью, с которой Бауш набрасывается на выбранную тему, на своих истерзанных героинь и, наконец, на зрителей.
Страшно, но не бойтесь
«Не бойтесь» — 75−минутный балет, основанный на зонгах из «Трехгрошовой оперы» и «Берлинского реквиема». Вереница гротескных женских образов – от юных жертв совращений до старых шлюх с натруженными ногами – опять-таки достойна Феллини. От этого балета легко протянуть ниточку к более поздним спектаклям Пины Бауш. К тому времени, когда, утратив потихоньку свое неистовство, хореограф стала принимать мир таким, каков он есть.
Впрочем, как следует «обжегшись» первой частью, начинаешь думать, что ничего она не утратила. Просто научилась виртуозно вышучивать зрителей. «Вам кажется, что пафос нынче не в моде? Обличение грехов, по-вашему, дурной вкус? Да, вы правы. Зачем, собственно, бичевать куплю-продажу женского тела, если все уже давно продано?» — словно подмигивает нам Пина Бауш. В ее ярком, ясном, чуть попсовом и даже чуть гламурном «Не бойтесь» женщины торгуют собой без особых терзаний, а грех не столько горек, сколько смешон.
http://www.infox.ru/afisha/theatre/2009/07/15/Pamya...inye_Baush.phtml
И немного о будущем "Театра балета Вупперталь"
Грешницы танцуют в кабаре
16.07, 07:29 ГАЗЕТА.GZT.RU
Спектакль «Семь смертных грехов» стал завещанием немецкого хореографа Пины Бауш
Спектакль великого немецкого хореографа Пины Бауш «Семь смертных грехов», показанный в рамках Международного театрального фестиваля имени Чехова, разительно отличается от большинства постановок, включенных в его программу. Создатель всемирно известного театра «Вупперталь» Пина Бауш противопоставляет их ярким краскам и атмосфере жизни праздника строгую картину в темных тонах, полную тревожных размышлений о подсознательной вражде двух полов и судьбах женщин, порой некрасивых, немолодых и грубых, которые вынуждены продавать себя. «Семь смертных грехов» производит особенно острое впечатление после неожиданной кончины хореографа 30 июня этого года.
Ранние и поздние спектакли Пины Бауш сильно отличаются друг от друга. Точнее всех эту разницу передал Педро Альмодовар, называющий Бауш своей музой в фильме «Поговори с ней». Кинорежиссер включил в картину два коротких эпизода из ее спектаклей — раннего, поставленного в 70-х «Кафе Мюллер», в котором женщины, как странные птицы, мечутся по кафе, пытаясь расчистить пространство от горы стульев и заставить мужчин понять их, и «Мазурки Фого», созданной в 80-х (ее показывали на Чеховском фестивале два года назад). В ней хореограф, не углубляясь больше в сложности женского подсознания, после путешествия вместе с труппой по Латинской Америке создавала собирательный портрет этой страны.
Постановка «Семи смертных грехов» 1976 года по эстетике относится к ранним спектаклям, но вместе с тем выделяется на их фоне. И не только потому, что Бауш выбрала единственное в своем роде произведение — оперу-балет, написанную композитором Куртом Вайлем на либретто Бертольта Брехта и целиком состоящую из зонгов. Бауш добавила к ней продолжение, составленное из других зонгов Вайля (среди них есть и написанные к «Трехгрошовой опере»). Поэтому исполнители не только танцуют, но и поют, а им аккомпанирует сидящий на сцене оркестр (у нас это Московский симфонический) под управлением Яна Михаэля Хорстманна.
Чтобы передать своеобразие зонгов, Бауш перенесла действие спектакля в немецкое кабаре 30-х годов. А танцоры превратились в его артистов, показывающих публике свои номера. В них угадываются символы всех смертных грехов, но главным становится похоть, точнее необходимость женщин возбуждать ее у мужчин и продавать себя просто для того, чтобы выжить.
В этом кабаре поют кто во что горазд: изысканный вокал певиц может сменить нестройный хор, звучащий без аккомпанемента. В движениях исполнителей возникают элементы полузабытых танцев 30-х годов. А женщины то головокружительно шикарны, то похожи на старуху Хармса или ведьм из «Капричос» Гойи.
«Семь смертных грехов» — это спектакль о сильных женщинах, у которых не осталось уже ни красоты, ни кокетства, женщинах на грани нервного срыва, вынужденных бороться с враждебным миром, полным слабых и абсолютно ни на что не годных мужчин. И о любви, которая, как всегда в спектаклях Бауш, так беспощадна и жестока, что ее можно сравнить со смертью. Но именно поэтому она и прекрасна.
Пока неясно, что будет дальше происходить в театре Пины Бауш. Она не думала о смерти, не оставила завещания и не назначила преемника. Пока танцоры собираются выезжать на гастроли и показывать спектакли в Вуппертале до начала июля 2010 года. В январе они покажут на международном фестивале театра Santiago a Mil в Чили созданный специально для него последний спектакль Бауш, у которого еще нет названия. Танцоры и администрация труппы пока отказываются от комментариев, но корреспонденту «Газеты» сообщили, что и дальше собираются сохранять и показывать спектакли Бауш. Однако вопрос, будут ли они по-прежнему жить в маленьком промышленном Вуппертале, куда приехали ради Пины Бауш, пока остается открытым.
http://news.mail.ru/culture/2744093

[Цитировать]

Мне как-то ближе поздняя Пина, переставшая воевать и обличать, а просто любящая жизнь и воспевающая человека, как в его слабостях, так и в его силе. Развитие ее творчества полностью повторяет взросление человека, идущее от юношеского бунтарства и неприятия мира, до умудренного опытом мудреца, тихо радующегося теплому летнему дню. «Мазурка Фого» была как раз наполнена радостью и любовью.
Откупорю сейчас бутылку пива и посмотрю «Мазурку» в память Бауш…


Показать сообщения:    

Текущее время: 10-Дек 04:10

Часовой пояс: UTC + 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы