Бетховен Л. - Творения Прометея [1988, DjVu]


 

[Цитировать]

Сегодня 210 лет первой постановки балета
Творения Прометея, или Власть музыки и танца
Год выпуска: 1988
Автор: Людвиг ван Бетховен
Жанр: Клавир балета
Издательство: Л.: Музыка
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы (2400×3333, 300dpi)
Количество страниц: 98
Описание: 28 марта 1801 года в Венаском Придворном театре (Бургтеатре) балетмейстер С. Вигано поставил мифологическо-аллегорический, героический балет в 2 актах «Творения Прометея, или Власть музыки и танца» (Die Geschopfe des Prometheus, oder die Macht der Musik und Tanz, в оригинале - Gli Uomini di Prometeo) по собственному сценарию на музыку композитора Людвига ван Бетховена. Главные партии исполняли: Прометей - Чезари, оживлённые статуи - М. Касентини и Вигано.

[Цитировать]

Либретто балета не сохранилось и к настоящему времени представлено несколькими версиями-реконструкциями. В данном варианте либретто использованы версии, изложенные в книгах:
Альшванг А. Бетховен.— 1977. С. 185;
Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Предромантизм.— Л., 1983. С. 138—140;
Книга эскизов Бетховена за 1802—1803 годы / Исслед. и расшифр. Н. Фишмана.— М., 1962. С. 50—53;
Бетховен. Творения Прометея. Клавир.— Л., 1988. (Реконструкция А. Климовицкого в предисл. к изд.).
Действующие лица:
Прометей. Зевс. Аполлон. Вакх. Пан. Эвтерпа. Терпсихора. Мельпомена. Талия. Орфей. Амфион. Арион. Грации. Вакханки. Сатиры. Мужчина. Женщина.
Действие первое
Открывается интродукцией «Буря». Разгневанный Зевс, глава богов, преследует полубога Прометея. Сквозь бурю, гром и молнии Прометей пробивается на землю с горящим факелом, похищенным на Олимпе. Он лепит из глины статуи мужчины и женщины и пытается оживить свои творения небесным огнем. Они начинают подавать признаки жизни и делают первые робкие и неуверенные шаги. Статуи оживают, но они лишены разума и чувства. Прометей, охваченный отцовской любовью, зовет их к себе, но они не реагируют. Вот как описывал это действие композитор, сочиняя музыку, в нотных эскизах:
«1. Оба творения медленно идут по заднему плану сцены. 2. Прометей постепенно приходит в себя, его голова обращена к поляне. В восхищении и несказанной радости оттого, что так удался его план, он делает знак детям остановиться. 3. Они медленно поворачиваются, и Прометей, исполненный божественной, отеческой любви, делает им знак приблизиться, но, бесчувственные, они отвернулись к дереву, привлекшему их внимание своими размерами. Прометей страшится утратить мужество, скорбь овладевает им. Он идет к творениям, берет их за руки и сам ведет по сцене. Он объясняет им, что они — его создания, что они должны быть благодарны ему и послушны, целует и ласкает их, они же, бесчувственные, лишь иногда совершенно безразлично покачивают головами и беспорядочно взмахивают руками».
Охватившая Прометея радость вскоре оборачивается смущением, недоумением и даже отчаянием: он видит, что движение творений — всего лишь слепое и механическое подражание, так как у них нет самого главного, чтобы стать людьми,— разума и чувства. Они не понимают Прометея. Опечаленный Прометей переходит от ласк и уговоров к угрозам, однако ожившие статуи остаются беспомощными, бесчувственными и неразумными. Прометеем овладевает отчаяние. Наконец, вознегодовав, титан намеревается даже уничтожить свои создания. Но творческая любовь берет верх. Прометей показывает, что в уме его родился новый план, и, поймав обоих, силой увлекает их за собой. Прометею пришла в голову спасительная мысль: привести неразумные творения на Парнас, где бог искусства Аполлон и его музы помогут сделать их настоящими людьми. В завершающем первое действие грациозном менуэте, исполненном радости, света и надежды, воссоздана изысканность лексики галантного стиля XVIII века и в то же время уже предвосхищена образная сфера и дансантная пластика балетных адажио XIX в.
Действие второе
Происходит на Парнасе, куда Прометей приходит со своими творениями, прося богов вдохнуть в них разум, пробудить чувства, научить их знаниям и искусствам.
В ответ на обращенную к обитателям Парнаса просьбу Прометея о помощи в просвещении творений силой и красотой искусства, по знаку Аполлона древнейший из музыкантов Греции, Амфион, ударяет по струнам цитры (ее имитирует арфа). Вслед за ним на флейте начинает играть богиня музыки Эвтерпа. К ним присоединяются Арион и певец Орфей. Светлая гармония музыки пробуждает в творениях человеческие чувства, их движения обретают плавность и грациозность. Они пластически отзываются на изящный танец, напоминающий подвижный полонез, который исполняет для них муза танцев Терпсихора. Творения осознают совершающиеся в них перемены: отныне им стали доступны разные чувства. Сначала это приводит их в смятение. Потом они замечают красоту природы, в них пробуждаются благодарность и любовь: приблизившись к Прометею, они почтительно опускаются перед ним на колени и нежно обнимают друг друга.
Затем Терпсихора и грации, бог вина и веселья Вакх и вакханки начинают массовый военный танец. Согласно замыслу, это — танец-испытание: удержатся ли творения от соблазна добиться почестей и славы с помощью войн и насилия? К глубокому сожалению Прометея, его детища легко поддаются соблазнам: военный танец пробудил в них неведомые желания, и вот они уже присоединяются к пляске и берут оружие.
Следующий эпизод вносит в действие контрастно-мрачную краску. Появляется муза трагедии Мельпомена и обвиняет Прометея в несовершенстве его созданий, столь быстро поддавшихся азарту разрушения. Мельпомена по воле богов испытывала чувства людей, показывала им, что на земле есть страдания и смерть. Она возвещала, что Прометей, создав несчастных и несовершенных людей, достоин кары, и в наказание поражает его мечом. Тот падает, будто мертвый, и люди оплакивают его. Творения, теперь обретшие дар переживания и сочувствия, горько рыдают над бездыханным Прометеем.
Далее в действии наступает перелом. Появляется Талия — жизнерадостная муза комедии, которая вместе со своими нимфами танцует пастораль — женский танец. Вслед за ней выходит бог природы Пан, сопровождаемый сатирами, и начинается развернутая танцевальная сцена, в которой сольные эпизоды чередуются с групповыми. Наконец обе группы — Талия с нимфами и Пан с сатирами — разыгрывают веселую комическую сценку. Талия, жизнерадостная, снимает маску и поясняет разницу между действительной и театральной смертью, а Пан склоняется над поверженным Прометеем и «оживляет» его. В следующем затем эпизоде чередуются коллективные танцы и соло творений, в которых выражается отношение участников к происшедшему событию. Действие вступает в план «балета с выходами».
Чем ближе конец действия, тем инициативней становятся творения. В своем дуэте они вновь выражают Прометею свою признательность, восхищение и — свою взаимную любовь. Их дуэт сменяется радостно-полетным менуэтом, в котором помимо творений участвуют Талия и Пан со своими свитами.
Завершает балет массовый торжественно-светлый финал — контрданс, в котором принимают участие все персонажи спектакля.


Показать сообщения:    

Текущее время: 04-Дек 11:09

Часовой пояс: UTC + 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы